РОЖДЕНИЕ ТРЭША
(статья из журнала Metal Hammer 2014. Специальный выпуск)
Писатели в сфере тяжелой музыки Малкольм Доум (Англия) и Хавьер Рассел (США) своими глазами (и ушами) видели, как зарождался трэш. В этой статье они делятся своими мыслями по поводу первых шагов жанра и последующего его восхождения к славе…
Что такое трэш? Откуда произошло это название? Почему славные деньки 1980-х такие… удивительные?
Нам посчастливилось увидеть музыкантов всех ныне великих трэшевых команд в их юношеские годы; увидеть, как обитающий в подвалах вымазанный в грязи отпрыск НВБХМ (Новой Волны Британского Хэви-Метала) превратился, вероятно, в самое значимое металлическое движение в мире.
Но мы ещё никогда не общались друг с другом об эпохе трэша. ТОЙ эпохе трэша. И когда мы решили, что должны это сделать, мы сразу же воспользовались этим шансом, чтобы провести подробный анализ и предаться воспоминаниям. Вероятно, вы не во всем с нами согласитесь – было бы глупо – но мы надеемся, что наш разговор вновь наведёт вас на размышления о форме музыки, которая, цитируя Judas Priest, «словно тиран, по земле ступает тяжелыми шагами».
Малкольм Доум: Знаешь, никто точно и не мог вспомнить, кто же придумал термин «трэш-метал».
Хавьер Рассел: Время от времени утверждали, что его придумал я, да и про тебя говорили, что ты первым начал его использовать. Я уже и не помню.
МД: У меня нет сомнений в том, что впервые термин появился в журнале ‘Kerrang!’ году в 1983-1984. Возможно, это как-то было связано с песней Anthrax ‘Metal Thrashing Mad’. Но если честно, не имеет никакого значения, кто первым придумал этот термин. Он идеально описывает эту музыку. А как бы ты охарактеризовал трэш?
ХР: Я всегда говорил, это все равно, что слушать бетономешалку, которая вращается с огромной скоростью. Или как Ford Escort с более мощным двигателем. В плане музыки для меня это была НВБХМ, но намного «грязнее». Благодаря чему этот жанр выделялся среди остальных.
МД: Всегда говорили, что корнями трэш уходит в британский хэви-метал, ведь так? Полагаю, речь идёт об Iron Maiden, Judas Priest, Motorhead и Venom…
ХР: Думаю, есть веские основания полагать, что Motorhead были самой первой настоящей трэшевой командой. Помню, я видел их в ‘The Roundhouse’ в Лондоне в 1975 году – это было их самое первое выступление – когда они выступали на разогреве у Pink Fairies, и звучали они очень громко и грязно. Оглядываясь назад, это, по сути, и был трэш-метал, но задолго до того, как появился термин «трэш».
МД: Интересно, что мы оба согласны, что корни у трэша почти полностью британские, поскольку в то время не было ни одной британской трэшевой команды, которая бы действительно произвела настоящий фурор во всем мире. Мы очень долго доминировали в мире хэви-метала и потом остались за бортом.
ХР: Полагаю, ближе всех из британских коллективов к успеху были Onslaught. Но в итоге они потерпели неудачу. Всё же, по крайней мере, у них была песня ‘Metal Forces’, в честь которой был назван британский подпольный журнал, благодаря которому люди узнавали события и новости музыкальной сцены.
МД: Я думаю, мы настолько привыкли к своей лидирующей роли, что настало время залечь на дно. Но хэви-метал раньше никогда не мог похвастаться коллективами, которые играли действительно качественную музыку. Например, в Бразилии и Швейцарии внезапно начали заявлять о себе таланты мирового класса…
ХР: Да, в Швейцарии были Celtic Frost и Coroner. И родом они из Цюриха, а город этот тогда был известен большим количеством богатых людей. Вряд ли кто-то ожидал, что там появятся действительно талантливые ребята, играющие тяжелую музыку. Но ‘Frosties’ как мы их ласково называли, представляли огромный интерес. Помню, я приехал на квартиру к их басисту Мартину Эрику Эйну, чтобы взять у группы одно из первых их интервью, и мы сидели в Тёмной Комнате Мартина. Там в буквальном смысле не было света, и атмосфера была жутковатой. Фотограф Рэй Палмер, с которым я тогда был, в конце концов спросил Мартина, не мог бы он включить свет, и Мартин зажёг несколько свечей. Всё это было в комнате с черепами и парочкой оригинальных картин Х.Р. Гигера! Странные ребята, но умели удивить, и были неглупыми!
МД: Они любили экспериментировать, и были немного не в себе. На альбоме ‘Into The Pandemonium’ у них была песня ‘Tristesses De La Lune’. В ней был лишь женский вокал и виолончель. Однако фэны трэша приняли её без вопросов. Просто это лишь раз доказывает, что эту музыку могут слушать люди широких взглядов.
ХР: Я думаю, благодаря тому, что в Европе были группы вроде Celtic Frost, в какой-то степени Америка захотела создать свою музыкальную сцену. Но когда трэш только зарождался, первыми были именно американские команды. Достаточно подумать о «Большой Четвёрке» - Metallica, Slayer, Megadeth, Anthrax. Одни янки.
МД: Ещё один странный термин, не правда ли? «Большая Четвёрка». Термин придумал Дон Кай. Он в то время был журналистом ‘Kerrang!’ и жил в Нью-Йорке. Кстати, ты согласен с его выбором?
ХР: Полагаю, есть веские основания добавить туда Testament и Exodus. Помню, я тогда спросил Ларса Ульриха, что он думает по поводу Anthrax, и он просто пожал плечами. Для меня они всегда были комичной группой. Может быть, всё из-за названия или потому что на сцене они выступали в смешных шортах до колен. Лично я считал, что они не дотягивают до класса трёх остальных команд «Большой Четвёрки».
МД: С исключительно коммерческой точки зрения с его выбором поспорить трудно. Но если говорить с точки зрения музыки – я бы выбрал Metallica, Slayer, Exodus и Testament, вытеснив Megadeth. Но давай будем честными перед Anthrax – они были пионерами. Первая трэшевая группа с настоящим вокалистом (Джои Белладонной); они первые в жанре начали использовать элементы рэпа и хардкора. За всё это их высмеивали и жёстко критиковали, но спустя пару лет многие начали им подражать, однако Anthrax были новаторами в этом деле.
ХР: До сих пор помню, как впервые услышал Metallica. Я был в Сан-Франциско, чтобы написать отчёт о концерте Y&T и Motley Crue, и я был в магазине пластинок ‘Record Vault’. Рон Квинтана, который сегодня известен в первую очередь как основатель фэнзина ‘Metal Mania’, там работал и дал мне кассету этой группы. Он сказал, что мне, возможно, понравится. Это была демка Metallica. Я положил её в карман, но послушал её немного позже, и то, что я услышал – мне очень понравилось. Они выступали сразу же после Laaz Rockit и Head On, и я пошёл на них посмотреть. Они были великолепны. После концерта я долго болтал с Ларсом.
МД: Ларса постоянно критикуют за невнятную игру на барабанах, но справедливости ради стоит отметить, что без его драйва и понимания сути дела, Metallica никуда бы не пробилась.
ХР: Когда Питер Мэнш из Q Prime пытался связаться с группой, потому что хотел стать их менеджером, он попросил меня передать им, чтобы они с ним связались. Я связался с Ларсом через маму Кирка Хэмметта, и она уже передала группе, а они тогда были на гастролях. Ларс, кстати, позвонил Мэншу в Нью-Йорк из телефонной будки в Сан-Франциско! Мобильных телефонов тогда в помине не было. Но это лишний раз показывает, насколько Ларс верил в группу! Кто бы ещё так сделал?!
МД: Ты видел Metallica с Дейвом Мастейном и Джеймсом Хэтфилдом. Наверное, это было то ещё зрелище…
ХР: Они были как два брата, которые вечно не могут поладить друг с другом. С первых дней было очевидно, что один из них должен был уйти.
МД: Для меня Мастейн – самый талантливый из всех музыкантов, бывших в Metallica. Но в те дни он был нестабильным. Помню, я был на репетиции Megadeth в Лос-Анджелесе, когда они готовили песни для альбома ‘Killing Is My Business... And Business Is Good!’ и он мне постоянно говорил, что героин очень помогает ему в половой жизни и он хочет от лица Megadeth сказать людям, что все должны употреблять этот наркотик! Ещё он в тот вечер наставил на меня пушку. Он сказал, что она не заряжена, но мне в это слабо верилось…
ХР: Когда Дейв был в Metallica, они называли себя пауэр-металом. У них это даже на визитках было напечатано. Так тогда эту музыку и называли, а термин «трэш» появился намного позже.
МД: Проблема в этом обобщённом термине состояла в том, что «трэшем» называли всё подряд. В то время было множество оригинальных интересных молодых коллективов, и вдруг все они стали называться «трэшем». Но разве Armored Saint похожи на Slayer?
ХР: Не похожи, и они из-за этого настрадались. Ещё было важно, что трэш появился одновременно с глэмом. Глэм-метал был невероятно популярен в Лос-Анджелесе, поэтому Metallica переехала в Сан-Франциско. В Лос-Анджелесе их не понимали.
МД: Глэм и трэш были очень разными. Глэмеры ходили в лосинах и пользовались лаком для волос и одевались как бабы, а трэшеры ходили в джинсах и футболках.
ХР: Если посмотреть ранние фотографии Metallica, то видно, что ребята носили лосины, ремни из пулемётной очереди и футболки Venom.
МД: Видно было, что юные трэшеры искренне любили команды, оказавшие на них влияние. И они этого никогда не скрывали. Помню, видел, как в 1985 году Slayer выступали на разогреве у Venom в ‘The Palace’ в Лос-Анджелесе. Сразу же после своего выступления музыканты Slayer побежали в первые ряды, чтобы трясти башкой и отрываться под Venom. Ни одна из глэмерских команд так бы не сделала.
ХР: Мы с тобой даже не упомянули о том, насколько в развитии трэша был важен панк. Группы вроде MC5 и Игги Попа & The Stooges оказывали огромное влияние, а The Sex Pistols сами были на грани с трэшем. Панк привнёс в этот жанр энергетику.
МД: Американская сцена трэша сильно отличалась от европейской, согласен?
ХР: Я считаю, что группы и фэны в Европе были агрессивнее. Помню, во время одного из выступления Kreator один парень сиганул прямо с колонок, притом, что нога у него была в гипсе. Он её уже трижды ломал на концертах Kreator, но ему было плевать. Он был настоящим поклонником группы и готов был сломать ногу и в четвёртый раз. В Америке многие, кто ходил на самые первые выступления, знали музыкантов лично, и это отражалось на атмосфере во время концертов. Так что по сравнению с американскими, европейские концерты были настоящим безумием.
МД: Помнишь, мы с тобой ездили на фестиваль Aardschok в Голландии в 1987 году? Мы приехали на площадку, а снаружи стояли фэны, пили и блевали. Ещё даже 11 утра не было!
ХР: Были группы вроде Kreator , которые родом из промышленных районов. Как и в Бирмингеме в Англии, это способствовало развитию тяжелой музыки. Многие американские трэшевые команды, становясь успешными, начинали «чистить» своё звучание и переставали быть трэшем. Но европейские команды, особенно немецкие, остались верны себе. Они знали, что трэш характеризуется рычащим вокалом и злыми агрессивными риффами.
МД: Slayer всегда были исключением, поскольку они всегда наотрез отказывались что-либо менять. Ты прав – чем успешнее и круче становились американские группы, тем более разноплановой становилась их музыка, но Slayer всегда знали, благодаря чему они стали королями андеграунда и не признавали никаких изменений. Они своего рода AC/DC в трэше. И в этом им нет равных.
ХР: Поэтому и альбом ‘Reign In Blood’ является величайшей трэшевой пластинкой всех времён. Я никогда не оценивал ранние работы Slayer, но этот снёс мне крышу капитально. Однако должен сказать, что на сегодняшний день считаю их мини-альбом ‘Haunting The Chapel’ вершиной творчества группы.
МД: Если бы люди, которые никогда не слышали, что такое трэш, попросили тебя включить им какой-нибудь один альбом, что бы ты выбрал?
ХР: Альбомы Metallica ‘Kill ‘Em All’ или ‘Ride The Lightning’, либо пластинку Kreator ‘Pleasure To Kill’.
МД: А знаешь что? Я вы выбрал диск Kreator ‘Endless Pain’. Так или иначе, он прекрасно демонстрирует, почему то время было действительно потрясающим!
Перевод: Станислав "ThRaSheR" Ткачук
http://metbash.ru/2015/07/rozhdenie-tresha-s-chego-vsyo-nachinalos-eksklyuziv-metal-hammer/
#ThrashMetal #MetalHammer #Exodus #Metallica #Slayer #Megadeth #LarsUlrich #DaveMustaine #Kreator #Venom #MalcolmDome #XavierRussel #TheBigFour #Anthrax #Testament #CelticFrost #Metbash